Центр поддержки приемных семей Подмосковье-Юг: отчет за май 2021
В мае 2021 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" Подмосковье-Юг получили помощь 34 семьи, в которых воспитываются 58 детей, на длительном сопровождении 23 семьи (43 ребенка).
Специалистами Центра были проведено 22 индивидуальные консультации:
- специалиста по социальной работе - 10
- детского психолога - 8
- взрослого психолога - 4
В марте прошли следующие групповые занятия:
- ресурсные группы для родителей (11 человек, 3 занятия)
- группы для детей (8 человек, 6 занятий).
Ресурсная группа для родителей (Домодедово), "Окончание школьного года", 5 участников.
Основная часть встречи была посвящена обсуждению темы окончания учебы и стрессу у детей в связи с предстоящими экзаменами. Для этого участникам было предложено вспомнить, как когда-то они сами проходили такой период и как он сказывается на здоровье. Оказалось, родители думают об этом в последнюю очередь. Они настолько включены во всеобщий ажиотаж, что действительно не замечают, что дети меньше и хуже спят, плохо едят, а зачастую употребляют стимуляторы: кофе, чай, энергетики. Мы обсуждали, как мы можем помочь детям пережить этот сложный для них период. Также обсудили возможные реакции на результаты экзаменов и решили, что нелишним будет напомнить детям, что их любят и принимают независимо от оценок, которые они получают
Ресурсная группа для родителей (Домодедово). "Обида" , 2 занятия, 6 участников.
На занятиях разбиралась тема обиды. Одна из участниц, С., вспомнила, как в детстве подралась с подругой: та рассказала, чем занимаются ее родители наедине, а С. доказывала, что ее родители «не такие». Вечером к ним пришла мама побитой девочки, от С. потребовали объяснений, но она не могла озвучить «стыдную тему» и промолчала, поэтому была наказана стоянием в углу. С. плакала от обиды, так как ее наказали те, кого она защищала. Эту обиду она ярко помнит до сих пор. Всей группой сделали вывод: прежде, чем обижаться, следует объясниться..
Затем участницы придумывали примеры завышенных ожиданий и требований к окружающим, которые могут спровоцировать обиду. Подчеркнули, что в приемном родительстве – это ожидание благодарности от детей.
Расставались участники с уверенностью, что они сумеют распознавать обиду в себе и справляться с ней.
Арттерапевтические группы для детей: Домодедово (4 занятия, 5 детей), Чехов (2 занятий, 3 ребёнка)
Во время занятий арт-терапией дети погружаются в мир рисунка, резьбы по дереву, вязания, через сказания и приметы могут выразить пожелания и разобраться с страхами. Развитие мелкой моторики очень важно для развития мозга. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.
История семьи В. (все имена изменены в целях безопасности семьи).
Катя попала в дом ребёнка совсем в младенчестве. Ей был месяц, когда соседи, устав от постоянных дебошей, вызвали полицию. Акты, сохранившиеся в материалах суда, читать страшно: у ребенка пролежни, грязные, засохшие пеленки, отсутствие еды и стойкий запах алкоголя и никотина. В больнице девочку обследовали и выписали с огромным букетом диагнозов, среди которых были рахит, истощение, энцефалопатия и многое другое.
Со всеми этими болячками Катя попала в дом ребенка. Там вовремя меняли пеленки и давали еду, но никакого близкого человека там не было. И Катя замерла. Когда её увидела будущая приёмная мама Аня, девочке был год, она весила 6 кг и даже не пыталась ни говорить, ни ползать. Госпитальный синдром, сказали сотрудники дома ребёнка, она всё равно не выживет, посмотрите другого малыша. Но Аня не послушала и забрала Катюшу домой.
Начались долгие годы ежедневной работы: малышку надо было научить жевать, ползать, ходить, плакать и смеяться, играть. Сейчас Кате 11 лет, она выросла в чудесную девочку, усилия Ани дали результат – однако не всё удалось исправить. Катя учится в школе по адаптированной программе, и в силу своих особенностей она не может спокойно сидеть весь урок, она отвлекается, мешает другим детям и педагогу.
За помощью Аня обратилась в Центр поддержки приемных семей. Во время первичной диагностики специалисты определили, что контрольно-волевая сфера ребёнка сильно отстаёт от нормы, поэтому девочке нужны занятии на развитие когнитивных функций. В Центре Катя занимается с психологом и арт-терапевтом, она с удовольствием бежит на занятия и с радостью выполняет все упражнения. Девочка стала более спокойной, на нее гораздо меньше жалуются в школе. И у Ани появилась надежда, что если специалисты дальше будут заниматься с Катей, то девочка когда-нибудь сможет жить самостоятельно и справляться с бытовыми проблемами.