Центр поддержки приемных семей Подмосковье-Север: отчет за февраль 2021

Центр поддержки приемных семей Подмосковье-Север: отчет за февраль 2021
23.03.2021

В феврале 2021 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" Подмосковье-север получили помощь 44 семьи, в которых воспитывается 60 приемных детей, на сопровождении 20 семей (33 ребенка).

Специалистами Центра были проведено 90 индивидуальных консультаций:

  • социального работника - 82
  • детского психолога - 7
  • взрослого психолога - 1

В феврале в Центре  продолжили  занятия 4 группы: младшие школьники, две подростковые группы (11-14л и 15-18л), и  ресурсная группа для родителей. В ресурсных группах для родителей прошло 2 занятия, участвовали 17 человек. В детских группах прошло 8 занятий, участвовало 32 человека.

Группа младших школьников (4 занятия, 8 человек)

Мы завершили одну группу – в феврале прошли две последние встречи. Девятая встреча была направлена на развитие коммуникативных навыков – умению работать в команде, поддерживать друг друга и сотрудничать-договариваться. В игре «Остров» ребята искали варианты общего спасения, пробовали договариваться. В «Путанице» игроки придумывали способы запутать одного из участника, а потом коллективно распутываться.

Десятая, завершающая встреча – подведение итогов. Для занятия были выбраны игры на повышение самооценки, обмен комплиментами и пожеланиями. И, конечно, чаепитие, где все смогли обменяться угощениями и приятно провести время.

В феврале также начала работу новая, десятая группа младших школьников. Первые два занятия были посвящены знакомству участников. Игры на знакомство и запоминание имен участников, рассказ каждого про свои увлечения и умения, помогли ребятам снять напряжение, которое обычно бывает на первой встрече. А в упражнениях «Интервью», «Поменяйтесь местами те кто…», «Крокодил» участники группы рассказывали про себя.

 Группа подростков (11-14 лет) (2 занятия, 14 человек)

 На первом занятии ребята знакомились с темой стратегий поведения в конфликте. На группе разбирали тему реагирования в конфликтных ситуациях. Участников поделили на две команды, одна из которых на заданной придуманной ситуации демонстрировала стратегию сотрудничества, вторая стратегию конкуренции. Затем был произведён разбор переживаний и анализ эффективности каждой из стратегий с точки зрения сохранения бережного отношения друг к другу.

На втором занятии мы продолжили тему стратегий поведения в конфликте. На занятии ребят ждало упражнение "Башни", целью которого является развитие невербальной коммуникации и проявление стратегий поведения в конфликте.

 Группа подростков (15-18 лет) (2 встречи, 10 человек)

Обе встречи были посвящены поведенческим стратегиям: как мы реагируем при трудностях, конкуренции, неудачах и вообще в разных жизненных ситуациях. В игровых упражнениях ребята сталкивались с коллективной задачей в которой было нужно сплотиться, не всем это оказалось просто. С помощью вопросов на рефлексию упражнение помогло учиться ребятам озвучивать потребности и чувства друг другу, не бояться допускать ошибку и видеть позитивные намерения каждого.

 Ресурсная группа для родителей (2 встречи, 17 человек)

На первой встрече по запросам родителей обсуждалась тема личных границ и возможности их соблюдения в рамках взаимодействия в детско-родительской подсистеме. Разбирался вопрос о том - что такое границы? Мы говорили о понятии жестких, мягких-размытых и гибких полупроницаемых границ.  Обозначались переживания, которые возникают как сигнал в ситуациях нарушения личных границ. 

Кроме того, поднималась тема как устанавливать границы ребенку, и кто несет ответственность за обозначение и их сохранение.

На втором занятии мы продолжили рассматривать тему личных границ. С помощью метафорических карт участники выполнили упражнение, в котором погружались в собственный опыт и открытия, которые стали уроками исходя из пережитой ситуации в контексте границ/правил во взаимоотношениях с собой и окружающими. Группа получилась по-настоящему терапевтической.

Также 16 февраля наш Центр принял участие во встрече с представителями Общественной палаты г. Лобня и Отделом опеки и попечительства.

На встрече обсуждались вопросы обеспечения жильем подопечных детей из других регионов и проблемы, возникающие перед родителями в этом вопросе. Мы запланировали несколько совместных мероприятий для наших приемных семей и Общественной палаты.

История семьи А.

Недавно нам в Центр обратилась Ирина А., приемная мама подростка, и это уже не первый визит семьи в Центр. Валере 16 лет, он живет с Ириной уже 3 года. Отношения в семье всегда были непростыми, но мама приходила к нам в Центр на консультации, посещала группу для родителей и всегда находила выход из положения. Она очень любит своего приемного сына, всегда о нем заботится, делает все, чтобы обеспечить ребенку нормальное будущее: она очень интересуется его учебой и всегда помогает с уроками, если у Валеры возникают трудности. Более того, Ирина уже приобрела для Валеры жилье, в котором мальчик сможет жить, когда станет самостоятельным.

Ирина рассказала нашим специалистам, что в последнее время Валера стал особенно скрытным, неохотно делится с мамой событиями из своей жизни, постоянно грубит и отказывается от общения и даже часто не при ходит домой на ночь, оставаясь ночевать у своего друга.

Наши психологи начали работу с подростком. Разговорить Валеру оказалось достаточно просто, и выяснилось, что против Ирины его настраивает мама того самого друга, у которого он остается ночевать. Более того, она уговаривает Валеру отказаться жить с Ириной и обещает оформить над ним опеку, чтобы жить втроем. Также эта женщина уговаривала Валеру уже сейчас уйти от приемной мамы в собственное жилье.

Мы поняли, что, кроме психологической поддержки ребенку, в ситуации еще должен разобраться социальный работник. Выяснилось, что семья Валериного друга не имеет собственного жилья, проживает в съемной квартире, мама официально не работает. С женщиной была проведена беседа о юридической стороне вопроса, и на данный момент общение Валеры с ней минимизировано.

Психолог, который работает с Валерой, помог мальчику посмотреть на ситуацию другими глазами. Постепенно отношения с Ириной восстанавливаются, сейчас ситуацию можно назвать относительно стабильной: Валера постоянно живет дома, постоянно посещает колледж и прикладывает усилия, чтобы учиться нормально. Мама с сыном снова начали разговаривать, проводить вместе время.

Работа с семьей будет продолжена, мы находимся на постоянной связи с Ириной.