Центр в Екатеринбурге, отчет за июнь 2017

Центр в Екатеринбурге, отчет за июнь 2017
07.07.2017

В июне 2017 года в Центре поддержки приемных семей в Екатеринбурге на индивидуальном сопровождении находилось 4 семьи, а групповые занятия посещали 18 семей.

В начале июня в нашем Центре прошел теплый праздник – День приемной семьи, организованный при поддержке компании Unilever. Праздник задумывался организаторами как пространство для отдыха от повседневных забот, возможность родителям побыть вместе с детьми не только в хлопотах, но и в радости. Родители вместе с детьми смогли принять участие в творческих мастер-классах и семейных фотоссесиях, провести время в уютной атмосфере добра и веселья.

Очередное занятие в группе «Адаптация приемного ребенка в семье» было посвящено уровням формирования привязанности. Ведущие сочетали теоретический материал и интерактивные упражнения так, чтобы родители могли лучше увидеть и осознать, как ребенок привязывается к ним, а они к ребенку. Родители смогли поделиться друг с другом и узнать новые способы дать ребенку ощущение телесного комфорта и безопасности, помочь ему увидеть похожесть и принадлежность к приемной семье, почувствовать свою значимость для родителей, ощутить любовь и принятие.

Важно отметить, что приемные родители живут под прессингом контроля и завышенных ожиданий от них со стороны общества в целом и служб, которые призваны им помогать, а вместо этого непрерывно выискивают ошибки и несоответствия. В этих условиях очень сложно чувствовать себя хорошими родителями. На наших занятиях они могут, наоборот, увидеть, какой огромный вклад в реабилитацию ребенка вносят малые действия, совершаемые ими каждый день, и с такой легкостью обычно обесцениваемые. Родители делились своими находками, примеривали на себя новые идеи, которые подсказывали ведущие, и что еще важнее, рождались непосредственно на группе.

Специалист по индивидуальной работе Центра в июне поддерживал постоянную связь с семьями и отмечает, что родители оценивают динамику взаимоотношений с детьми как положительную:

  • психологическое состояние их стало более стабильным благодаря занятиям в группе по профилактике выгорания приемных родителей;
  • родители стали применять знания в семье и почувствовали себя увереннее;
  • летние каникулы освободили от постоянной необходимости контролировать учебу детей, что являлось почвой для конфликтов.

В одной из семей, находящейся на сопровождении, прошел суд, на котором была решена судьба кровной матери детей, это значит, что Марии (их старшей сестре, оформившей опеку) вместе с супругом как минимум ближайшие 8 лет будет необходимо заниматься воспитанием троих детей, в связи с чем приемные родители испытывают некоторый стресс. Сбор документов на постоянную опеку находится на завершающей стадии оформления.

Еще в одной семье приемный ребенок начал еженедельно посещать занятия с психологом, что дало резкую положительную динамику. Мальчик стал менее агрессивным, нормализовалось его поведение в детском саду и дома. Приемная мама и другие члены семьи стали более спокойными, риск отказа в данный момент сведен к минимуму.

Все семьи проинформированы о возможности связаться со специалистом по индивидуальной работе по телефону или в мессенджерах при возникновении трудностей.

Пример работы специалистов Центра по индивидуальному сопровождению приемной семьи

В конце февраля к нам в Центр обратилась Лидия Николаева. Она многодетная мама и приемная мама двоих детей. Лидия Владимировна очень веселая и жизнерадостная женщина. Но на первой консультации с психологом Центра она была в очень плохом состоянии. Она была очень рассержена на своего приемного сына и одновременно сильно корила себя за то, что испытывает к ребенку «неправильные чувства».

К тому моменту, когда в ее семье появился младший (приемный) сын, она была довольно опытной в родительстве и на собственном опыте узнала многие особенности приемных детей. Ее решение о приеме ребенка в семью было осознанным. Была поддержка мужа и старших детей. Она знала своего будущего приемного сына и его историю. Поэтому она думала, что была готова встретиться трудностями, которые возникнут в период адаптации. К сожалению, у каждого человека есть свои особенные «триггерные действия», которые выводят его из состояния душевного равновесия. Они вмиг могут сделать из спокойной и жизнерадостной огнедышащего монстра. Так получилось у Лидии Николаевой с ее приемным сыном. Для нее такими «спусковыми крючками» стали воровство и неопрятность сына. Как многие дети, выросшие в неблагополучной социальной остановке, мальчик, успел пожить сначала с одним из кровных родителей, потом с другим, потом с бабушкой и дедушкой. Все его кровные родственники не были достаточно компетентными родителями, имели зависимости от алкоголя или наркотиков, и не могли привить ему уважение к себе, своему телу, ценность чистоты и порядка, бережное отношение к вещам и различение своего и чужого. В результате, попав в семью в 6 лет мальчик имел бытовые и гигиенические навыки трехлетнего ребенка, он бросал одежду там, где разделся, фантики – там, где съел конфеты, если хотел пописать и ленился спуститься из своей комнаты в туалет, мог пописать в кружку и спрятать ее под кровать, а мама находила ее через несколько дней по запаху. С другой стороны, как многие дети, выросшие в ненадлежащей заботе, он развил достаточно сильное обаяние, поэтому посторонние люди не только готовы помочь ему, но и совершенно не могут понять, почему «его мама такая злая».

Работа Лидии Владимировны с психологом Центра началась с принятия и легализации ее сильных негативных переживаний в отношении сына. Затем совместно с ним она смогла проанализировать историю своего приемного сына и выделить механизмы формирования того поведения, которое причиняет ей самый сильный дискомфорт. Она наметила шаги по преодолению этого поведения.

С учетом того, что адаптация в данной семье еще не завершилась, и мамино эмоциональное состояние было довольно тяжелым было принято решение о включении Лидии Владимировны в программы «Адаптация» и «Профилактика эмоционального выгорания». Также семья была принята на социальное сопровождение.

В результате работы в группах повысилась компетентность и осознанность мамы в отношении поведения сына, способов его регулирования, снизился накал негативных переживаний. Благодаря возможности обсуждать трудности и успехи с другими родителям, ЛН стала чувствовать меньше стыда и вины за свои чувства при негативном поведении сына. Она стала более психологически устойчивой.