Центр поддержки приемные семей в Лобне: отчет за апрель 2019
В апреле в Центре поддержки приемных семей в Лобне на индивидуальном сопровождении находилось 9 семей, в которых воспитывается 19 детей. Психологи Центра провели 19 индивидуальных консультаций для родителей и детей. Кроме того, продолжили работу психотерапевтические группы:
- последнюю встречу провела группа младших школьников (группу посещают 9 детей). Кроме того, в апреле начала работу вторая группа на для детей этого возраста, состоялось 4 занятия.
- 2 встречи провела группа младших подростков 11-13 лет (группу посещают 11 детей)
- 2 встречу провела группа старших подростков 14-17 лет (группу посещают 10 человек)
- 2 занятия прошли в ресурсной группе для родителей нового набора (группу посещают 11 человек)
Кроме того, команда Центра в апреле традиционно приняла участие в заключительном занятии Школы приемных родителей, которая работает при Доме ребенка. На занятии наши специалисты рассказывают про работу службы поддержки, чтобы будущие приемные родители знали, в каких ситуациях они могут обратиться за поддержкой в наш фонд. Кроме того, опытные приемные родители - наши сотрудники - делились собственным опытом в приеме, реабилитации и адаптации детей из детских домов. Такие встречи Центр проводит с каждым выпуском Школы приемных родителей, и эта практика целиком оправдывает себя: многие из выпускников Школы обращаются в наш Центр сразу же после приема ребенка. И если семья находится на сопровождении Центра с первых дней, томногих серьезных проблем удается избежать.
Также в апреле состоялась встреча команды Центра с социальными педагогами всех общеобразовательных школ Лобни и с сотрудниками детских садов. Эта встреча также является ежегодной. К сожалению, состав сотрудников учебных заведений постоянно меняется, а это значит, что выстроить диалог с ними очень трудно. Все вновь пришедшие социальные педагоги и работники детских садов нуждаются во вводной информации о том, с какими детьми работает наш Центр, как мы помогаем школам и детским садам в выстраивании отношений с приемными детьми и их родителями, с какими особенностями могут столкнуться педагоги и воспитатели.
И, наконец, в конце месяца Центр провел традиционную встречу со всеми родителями, получающими нашу помощь в течение года. Мы подводили итоги нашей работы, строили планы на будущее, собирали пожелания и вопросы от приемных семей.
Группа младших школьников
В этом месяце мы провели последнее 10 -е занятие! Мы приготовили лабиринт, в котором ребятам группой нужно было показать все, что они освоили за это время: умение справляться с эмоциями, работать в команде, брать на себя ответственность за группу и поддерживать друг друга. Как всегда, по завершении ребят ждало чаепитие. Родители совместно с детьми готовили угощение к этому дню. Очень приятно видеть гордость ребят, когда они рассказывали как выбирали десерт. Ребята были немного расстроены, что расстаются – за 10 встреч они привыкли к друг другу. Кто-то прошел путь от неловкости до более уверенного поведения, кто-то научился справляться с агрессивными импульсами, когда сталкивается с неуспехом, кто-то чувствовать себя более свободно в коллективе, высказывать свою точку зрения. По завершении мы предложили родителям обменяться контактами, чтобы по возможности сохранить дружеские встречи ребят.
Также мы открыли новую группу для младших школьников, в которой за апрель провели 4 встречи. Ребята в этой группе собрались с очень разными потребностями для решения поставленных задач. На первой встрече родителям были выданы анкеты, в которых они описали особенности развития ребенка, травматический опыт и историю семьи, а также сильные стороны и те запросы, которые хотелось бы с помощью группы решить. Основные из них - это замкнутость, трудности в коммуникации, неумение строить дружеские взаимоотношения и импульсивность. В этом месяце мы работали над сплочением группы, использовали большое количество игровых упражнений и арт-терапевтические приемы. На 4-й встрече ребята стали работать парами. Упражнение «Каракули» очень понравилось участникам, оно направлено на развитие воображения и креативности, а также развитие навыков брать ответственность на себя в работе в паре. Основными темами также стали развитие эмоционального интеллекта ребят, умение различать эмоциональные проявления мимики и тела, а также разбираться с собственными чувствами.
Группа подростков (11-14 лет)
В этом месяце основной упор мы сделали на развитие навыков самопредъявления и уверенного поведения. Это основная зона трудностей ребят в нашей группе на данный момент. Ребята тренировались в навыках спора, предъявления собственной позиции и отстаивании собственного мнения. На второй встрече мы взяли упражнение Джеффа, которое адаптировали для нашей группы и ее потребностей. В нем ребята учились лучше понимать себя, защищать свое независимое мнение, уметь его аргументировать, при этом уважая мнение других, а также развивали толерантность. Поскольку группа достаточно сплоченная (идет с октября 2018 г.) и ребята достаточно друг другу доверяют, мы получили очень мощный отклик в этом упражнении. Было поднято много моральных и ценностных тем – «Есть ли герои в наше время?», «Готовы ли вы помочь другому, в ущерб собственной выгоде?» и многие другие.
Кажется, ребята сами не ожидали друг от друга таких взрослых ответов и попросили продолжить игру на следующей встрече в мае. Также мы затронули тему профессионального самоопределения, говорили и профессиях – оказалось, что из рассмотренных нами 19 профессий ребята знают далеко не все.
Группа подростков (14-17лет)
Апрельские встречи были посвящены развитию навыков целеполагания – как ставить цели и достигать их, необходимые шаги для реализации коротких и долгосрочных целей. На первой встрече в апреле мы использовали множество упражнений, чтобы показать ребятам наглядно, как целеполагание влияет на результат их деятельности. Одним из самых эмоциональных было задание построить конструкцию с использованием 100 листов бумаги, не используя клея и других подручных средств. В нем мы не только проанализировали навыки умения ставить и реализовывать цель, но и умение работать в команде. Это был яркий и интересный опыт, в котором ребята показали свои склонности. Кому-то тяжело брать на себя ответственность, кто-то совсем не верит в собственные силы, кто-то готов работать индивидуально, используя упорство и креативность. Все это ребята активно обсуждали и анализировали после упражнения. На второй встрече мы говорили о явлении прокрастинации, показали мотивирующий отрывок из фильма и обсуждали, как это явление влияет на их жизнь и реализацию целей. Ребята дома составили список из 20 жизненных целей, это было заданием после первого занятия. Интересной была дискуссия и обмен впечатлениями от этого задания. Также мы использовали бланк календаря жизни, где ребята расставляли точками цели связанные с обучением, карьерным ростом и желаемые достижения.
Ресурсная группа для родителей № 2
В апреле прошло 2 встречи в нашей новой ресурсной группе для родителей. Это были две теплые встречи, посвященные теме привязанности, родители очень ждали ее, хотя в самом начале многие говорили «Мы помним про привязанность еще со времени ШПР». Сейчас этот запрос был от самой группы, и мы могли более глубоко проникнуть в эту тему. Мы рассмотрели привязанность и ее формирование, попробовали применить собственные знания к анализу травматического опыта своих приемных детей и более глубокого понимания их потребностей. Наши родители задавали много вопросов, также было много практических упражнений. Особенно ресурсным, хотя и эмоционально не простым стало упражнение с фасолью, где мы выбирали цвет фасолины (черный или белый) в зависимости от вклада различных факторов и поведения взрослых в формирование привязанности у ребенка.
На второй встрече мы перешли к теме привязанности в жизни взрослых. Анализировали собственный детский опыт, говорили об отношениях с партнерами. Учились отслеживать свои циклы и типы реагирования в жизни. Встреча получилась теплой, многие делились своим опытом и собственными семейными традициями ресурсными для каждого точками. Это была встреча, на которой мы говорили о самих себе, собственных чувствах и искали опоры и внутренние ресурсы.