Центр в Ленинградской области: отчет за март 2018

Центр в Ленинградской области: отчет за март 2018
11.04.2018

В марте на сопровождении в нашем Центре поддержки приемных семей в Ленинградской области находились 15 семей. Дефектолог провел по 8 занятий с 10 детьми от 7 до 12 лет, психолог дала 20 консультаций. Кроме того, в течение месяца прошло несколько групповых мероприятий: встречи психологических групп «Адаптация» и «Профилактика выгорания», двухдневный тренинг-практикум для родителей по тач-терапии, двухдневный семинар для школьных учителей. И, конечно, 8 марта подопечные Центра отпраздновали Международный женский день.

Группу «Адаптация» посетили 7 человек. Мы говорили с родителями о привязанности: ее важности для развития ребенка и о том, что бывает, когда у ребенка нет надежного и заботливого взрослого. Обсуждали с родителями типы привязанности, их проявления в повседневной жизни с ребенком, факторы, которые влияют на формирование конкретного типа. Кроме того, говорили о травмах и о том, как они влияют на отношения родителей и детей, на базовое доверие ко взрослым и к миру в целом.

Группу «Профилактика выгорания» посетили 9 человек. Здесь шло обсуждение внешних и внутренних факторов, которые приводят к выгоранию. Принять в семью сироту и стать родителем травмированному ребенку часто бывает очень сложно. Это большое, иногда почти невыносимое напряжение, это работа 24/7, без отпуска, выходных и больничного. Это – большие риски в вопросах выгорания, и с ними нужно работать.

Двухдневный семинар-практикум по тач-терапии «Полные руки любви» посетило 7 человек.

Мы говорили с родителями об одном из самых экологичных и естественных для человеческой природы психотерапевтических подходов. Очень часто у приемных детей вследствие психологической травмы нарушен контакт с собой, со своим телом. Они могут не чувствовать, например, холода или голода. Бывает, что они плохо понимают «свои» границы, в движении постоянно «цепляясь» за стоящие предметы мебели или дверные косяки. Язык прикосновений помогает в решении проблем, особенно с травмированными детьми. Мы учились невербальной форме контакта и с детьми, которая помогает, когда есть трудности в общении, или слова не работают. Тренировались друг на друге, чтобы понимать, как с помощью специальных физических упражнений можно помочь ребенку справиться с психологическими проблемами.

В честь Международного женского Дня мы устроили для родителей практикум «Отдых не роскошь, а средство борьбы с выгоранием», который провели…. в бане. 12 мам имели возможность расслабиться, поболтать за чашечкой горячего чая и непосредственно прочувствовать пользу профилактики выгорания. Кстати, к 23 февраля и 8 марта подарки получили и дети: 25 наших подопечных отправились в Высотный город Питерленд и Батутный Парк..

А в конце марта, во время школьных каникул, мы провели двухдневный семинар для учителей из 22 школ Гатчинского района. Приехали 32 классных руководителя, в классах которых есть приемные дети. Мы обсуждали с ними проблемы, с которыми приходится сталкиваться, когда в класс приходит приемный ребенок, вместе искали корни этих проблем и возможные в рамках школы решения. В завершение семинара каждый учитель получил в подарок замечательную книгу Людмилы Петрановской «В класс пришел приемный ребенок».

История семьи В.

Даша давно работает медсестрой в детском доме. Ей нравится помогать детям, но принять в семью сироту она не планировала, пока ее 15-летняя дочь не оказалась в больнице в одной палате с 5-летней Настей, которую никто не навещал. Настину маму лишили родительских прав, и дочь Даши сама предложила забрать  девочку.

Два месяца ушли на оформление документов и учебу в ШПР, и переезд Насти состоялся.

Очень скоро Даша обратилась к нам: "Мы сделали ошибку! Ребенку у нас плохо. Она всегда вспоминает маму, скучает по ней, меня с ней сравнивает. Старшая дочь винит себя в том, что нарушила гармонию в семье, ведь она первая захотела взять эту девочку."

Мы начали работу с семьей. Выяснилось, что ШПР была пройдена формально, поэтому начинать пришлось с азов: на консультациях приемной маме подробно объяснили основные характеристики процесса адаптации ребенка к семье и семьи к ребенку, этапы прохождения адаптации, некоторые особенности детей, перенесших потерю близкого человека. Это помогло ей понять и принять реакции ребенка. Со старшей дочери удалось снять чувство ответственности и вины за происходящее. Сейчас семья проходит адаптацию с учетом рекомендаций. Мыслей об ошибке и о том, чтобы вернуть ребенка, ни у кого пока не возникает.