Центр в Московской области: отчет за январь 2018
В январе индивидуальном сопровождении в Центре находилось 3 семьи, все эти семьи уже не первый месяц работают с нашим психологом.
Также январь стал первым месяцем активного сотрудничества наших специалистов с Краснополянским специализированным домом ребенка, официальное соглашение с которым было подписано в декабре 2017 года. Прежде всего, наши сотрудники теперь принимают активное участие в работе Школы приемных родителей при Доме ребенка. Основная цель нашего участия в ШПР – продемонстрировать кандидатам в приемные родители реальный опыт воспитания приемных детей, рассказать не только о конкретных проблемах, но и о том, каким образом эти проблемы решаются. Кроме того, мы рассказываем о работе нашего Центра поддержки, чтобы те семьи, которые после прохождения ШПР возьмут детей из сиротских учреждений, имели полную информацию о том, как им обратиться к нам за помощью.
Кроме того, в этом месяце Центр предоставлял возможность нескольким детям из приемных семей проходить индивидуальные занятия в студии детского творчества «Ритм», а для одной из наших подопечных были оплачены занятия с репетиторами. Девочка находится под опекой бабушки и собирается поступать в медицинский колледж, для которого требуются очень высокие результаты итоговой аттестации после 9-го класса. А у бабушки нет возможности оплачивать для внучки дополнительные занятия.
И, конечно же, январь – это месяц новогодних каникул, когда мы стараемся максимально помочь нашим подопечным семьям провести время весело и интересно. Общий досуг для приемных детей и родителей – важнейшая составляющая в облегчении адаптации и в семейной психотерапии. Во время этих каникул многие наши подопечные посещали новогодние представления, самым спечатляющим из которых стала Елка на Мосфильме.
История семьи Аверьяновых
В наш Центр обратилась многодетным приемная семья, где воспитывается пятеро приемных детей разного возраста и с очень разными историями. Инициатором обращения был папа Сергей, который узнал о нашем Центре в опеке г. Лобни.
Основная проблема, с которой обратились родители, - поведение двух старших детей Иры 13 лет и Вани 16 лет. По словам папы, дети, вступив в подростковый возраст, стали очень вызывающе вести себя дома, ссориться и драться с младшими детьми, а также существенно снизили успеваемость в школе и периодически совсем отказываются учиться.
Первичная диагностика выявила, что оба родителя являются «книжными воспитателями» - очень увлекаются различными методическими пособиями по воспитанию детей и находятся в постоянном поиске оптимальной модели воспитания. Однако среди всех изученных ими книг не оказалось ни одной, которая бы рассказывала о поведенческих особенностях детей-сирот и о причинах различных отклонений. Родители имели очень смутное представление о травме привязанности и вообще о том, какой психологический опыт переживает ребенок при потере биологической семьи и в сиротском учреждении.
Поэтому работа психолога сразу же была ориентирована не только на детей, но и на маму с папой. Очень облегчило процесс то, что оба родителя активно включились в работу и стремились получить максимальные знания о том, с какими особенностями своих детей они имеют дело, как увидеть истинные причины поступков ребенка и как выстроить с ребенком уважительный диалог о его чувствах и желаниях.
Параллельно психолог работал и с двумя старшими детьми. В процессе работы выяснялись очень разные подробности о том, что пережили дети в прошлом. Например, Ирина, с одной стороны, хорошо помнила кровную семью и хотела бы восстановления отношений с биологической матерью. Но с другой стороны, она очень боялась своих негативных эмоций по отношению к родственникам, бросившим ее. В процессе работы с девочкой удалось выровнять ее эмоциональный фон, разделить в ее сознании кровных и приемных родителей, но пока еще посещение дома, где девочка родилась, психолог считает преждевременным.
Ваня, старший сын Аверьяновых, на первых консультациях вел себя очень эмоционально, предъявлял родителям (очно и заочно) множество претензий. Сначала с мальчиком проводилась работа на снижение эмоционального фона, а затем – на умение формулировать свои чувства во время конфликтов с родителями. В результате в поведении Вани постепенно наступают изменения. И если сначала родители серьезно рассматривали возможность вернуть его в детский дом, то сейчас острота кризиса заметно снизилась. Пока еще работу необходимо продолжать, но речи о возврате в детский дом уже нет.
На данном этапе работа с семьей продолжается.